Жизнь и судьба легенды кинематографа и театра Фаины Раневской (Фельдман)

Трагическая судьба Фаины Раневской

Фаина Гиршевна Фельдман родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители — уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии (ныне Червенский район, Минская область, Республика Беларусь) Гирш Хаимович Фельдман (1863—1938) и уроженка Лепеля Витебской губернии (ныне Лепельский район, Витебская область, Республика Беларусь) Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957) — поженились 26 декабря 1889 года.

Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.

На момент рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии и владелец фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай». В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.

Дом семьи Фельдманов
в Таганроге
на ул. Николаевской (сейчас ул. Фрунзе, д. 10).
Обучалась Фаина в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время она получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром Фаина увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

Фанни, как называли ее родители, с детства была закомплексованной и стеснительной девочкой. Будущая актриса имела дефект речи – она заикалась, поэтому родителя забрали Фанни из школы и перевели на домашнее обучение. Девочке очень нравились иностранные языки, музыка, пение и, особенно, книги.

Уже в свои 14 лет Фаина где-то в глубине души знала, что будет актрисой, поэтому начала брать уроки в частной театральной студии. После окончания школы в голову девушки пришла одна мысль: “В Москву, покорять сцену!” и, в 1915 году, несмотря на возражения отца, она переезжает в столицу.

Трудно понять, почему, живя без материальных проблем, Фаина чувствовала себя несчастливой и одинокой. Возможно, причина ее повышенной ранимости была в легком заикании, которым Раневская страдала с рождения. Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг и не любила учиться. «Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…» — вспоминала позже актриса.

В Москве она познакомится с Цветаевой, Маяковским и Качаловым, которые окажут и свое влияние на формирование будущей великой актрисы. Во время революции Фаина не стала уезжать из страны (хоть ей и представилась такая возможность), артистка предпочла разъезжать по всей стране, выступая в различных театрах.

Одной из первых ее учительниц стала актриса Павла Вульф, которая “подобрала” Фаину на своих гастролях в Ростове. Эта блистательная актриса стала педагогом будущей актрисы, научив ее даже из маленькой роли делать шедевр!

Публика безумно полюбила Фаину, она была тем человеком, который не боялся сказать того, что думает. Ее колкие выражения записывались и повторялись годами, не переставая вызывать смех и слезы.

Именно она назвала Новый Арбат “вставной челюстью Москвы”, а памятник на Театральной площади – “Маркс, вылезающий из холодильника” или “холодильник с бородой”.

За ее бойкой натурой прятался весьма ранимый и меланхоличный человек, который считал одиночество наразрывным спутником таланта. “Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему же так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры”, – говорила Фаина.

“Я так одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь – работа… Я вдруг позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами.

Я не капризничаю, девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха, я боюсь, а – как вам объяснить? – это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею”.

Об актрисе ходит также несколько забавных историй: “Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. – Поднимите меня! – попросила Раневская. – Народные артистки на дороге не валяются!”

“Как-то в скверике у дома к Раневской обратилась какая-то женщина:
– Извините, ваше лицо мне очень знакомо. Вы не артистка?
Раневская резко парировала:
– Ничего подобного, я зубной техник.
Женщина, однако, не успокоилась, разговор продолжался, зашла речь о возрасте, собеседница спросила Фаину Георгиевну;
– А сколько вам лет?
Раневская гордо и возмущенно ответила:
– Об этом знает вся страна!”

Всю жизнь одинока

Фаина Раневская так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол… Актер пришел пьяный и с женщиной. «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя», — сказал он. «С тех пор не то что влюбиться, смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!» — признавалась Раневская.

Однако в начале 60-х годов был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Актриса получила письмо от сестры Беллы, которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию, затем, не без помощи Раневской, в СССР. Несколько лет сестры прожили вместе, но вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней — уже безнадежной — ночи. Больница, операция — все было бесполезно. В 1964 году Белла умерла…

В полном одиночестве прожила Раневская последующие 20 лет. За год до смерти Фаина Георгиевна отказалась играть на сцене. «Старость, — сказала она, — вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!»

19 июля 1994 года великой актрисы не стало, Фаина Раневская умерла после перенесенного инфаркта и пневмонии.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Жизнь и судьба Фаины Раневской

История театра >>

Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия. Не все знают, что фамилия Раневская на самом деле – псевдоним, который актриса взяла еще в ранней юности из пьесы «Вишневый сад» своего земляка-таганрожца Антона Павловича Чехова, которого боготворила.

В 1915 г. к директору одного из подмосковных театров явилась молодая девица весьма неординарной наружности с рекомендательным письмом. Письмо было подписано близким приятелем директора, московским антрепренером Соколовским. «Дорогой Ванюша, – писал он, – посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Ты уж сам как-нибудь деликатно, намеком, в скобках, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив у нее нет. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры – так будет лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская…» Неизвестно, как бы сложилась судьба 19-летней Фаины, если бы Ванюшка внял просьбе друга и выгнал начинающую актрису.

В том же 1915 г. Раневская начала свою сценическую деятельность в Малаховском дачном театре под Москвой. Она не училась в театральных институтах, но, оставаясь в определенном смысле непрофессионалом, исколесила полстраны с провинциальными труппами. Ее первые успехи в профессии связаны с исполнением характерных ролей, например Шарлотты в «Вишневом саде», Змеюкиной в чеховской «Свадьбе», Дуньки в «Любови Яровой». С 1931 г. Раневская – актриса московского Камерного театра, затем она работала в Центральном Театре Красной Армии и в Театре им. Моссовета.

В поисках настоящего святого искусства

Однажды в телевизионном интервью Раневская со свойственной ей самоиронией вспоминала насыщенную юность, связанную со сменой многочисленных театральных коллективов. На вопрос ведущей Натальи Крымовой о причинах столь бурной деятельности Фаина Георгиевна ответила:

– Я искала настоящее святое искусство!
– И наконец нашли его?
– Да.
– Где же?
– В Третьяковской галерее.

Раневская действительно работала во многих театрах: Малаховском, Евпаторийском, Смоленском и в других. Это были, конечно, провинциальные коллективы, но именно в них начинающая актриса постигала все азы театрального искусства. Большой удачей стало знакомство и дружба с известной драматической актрисой и педагогом Павлой Леонтьевной Вульф, благодаря чему у юной артистки появилась не только партнерша по сцене, но и наставница.

Огромный талант Раневской раскрывался как в крупных ролях, так и в небольших эпизодах. Чего стоит одна крохотная роль Маньки-спекулянтки из спектакля по пьесе В. Билля-Белоцерковского «Шторм»! Во-первых, текст своей героини был полностью придуман самой Фаиной Георгиевной, а во-вторых, точное попадание в образ, гротеск и блистательная игра сделали эту сцену самой яркой во всем спектакле. Манька притворяется глухой, каждый раз переспрашивая: «Шо вы грыте?», но на самом деле тянет время, чтобы ускользнуть от ответственности. Ее украинский говор, простуженный голос и постоянный страх являются тем каркасом, на который опытная актриса нанизывает образ врага советской власти. Дойдя до отчаянья, Манька готова подкупить чекиста, но лишь наличие нагана, направленного на нее, показывает всю бесперспективность задуманного. Многие зрители, приходившие в театр специально чтобы посмотреть на Раневскую, после этой сцены уходили со спектакля, из-за чего она была впоследствии убрана.

На киноэкране Раневская впервые появилась в довольно солидном 38-летнем возрасте, когда ее театральный стаж составлял более двух десятков лет. Вот как актриса сама вспоминает о первых шагах в кино: «Это несчастье случилось со мной еще в 30-х гг. Я была в то время актрисой Камерного театра, где мне посчастливилось работать с таким прекрасным режиссером, как Таиров. Однажды я собрала все фотографии, на которых была изображена в ролях (а их оказалось множество), сыгранных в периферийных театрах, и отправила на «Мосфильм». Мне тогда думалось, что эта фотогалерея может продемонстрировать режиссерам мою способность к перевоплощению и поразить их. Я с нетерпением стала ждать приглашения сниматься, но была наказана за такую нескромность. Один мой приятель, который в то время снимался в кино, чем вызывал во мне чувство черной зависти, вскоре вернул мне все снимки, сказав: „Это никому не нужно – так просили вам передать”. Я возненавидела всех кинодеятелей и даже перестала ходить в кино. Однажды на улице ко мне подошел приветливый молодой человек и сказал, что видел меня в спектакле Камерного театра «Патетическая соната», после чего загорелся желанием снимать меня во что бы то ни стало. Я кинулась ему на шею…» Этим молодым человеком оказался начинающий режиссер Михаил Ромм, а фильм «Пышка», куда он пригласил сниматься Раневскую, был его первой самостоятельной режиссерской работой.

Семитские и антисемитские черты

Раневскую мечтал снять великий режиссер Сергей Эйзенштейн. В картине «Иван Грозный» ей была предложена роль Ефросиньи Старицкой, однако Фаина Георгиевна не прошла кинопробы, так как, по словам министра кинематографии Большакова, «семитские черты Раневской очень ярко проступали, особенно на крупных планах». По иронии судьбы роль Старицкой сыграла другая актриса с не менее выраженными еврейскими чертами – Серафима Бирман. Так что, по всей видимости, проблема заключалась не в еврейском происхождении Раневской, а в ней самой.

На вторых ролях

Так получилось, что за всю кинокарьеру Фаине Георгиевне посчастливилось сыграть около 25 ролей (в фильмах «Пышка», «Дума про казака Голоту», «Подкидыш», «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина», «Любимая девушка», «Миргород», «Мечта», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Александр Пархоменко», «Новые похождения Швейка», «Три гвардейца», «Свадьба», «Небесный тихоход», «Слон и веревочка», «Золушка», «Рядовой А. Матросов», «Весна», «Встреча на Эльбе», «У них есть Родина», «Девушка с гитарой», «Осторожно, бабушка», «Драма», «Легкая жизнь», «Первый посетитель», «Сегодня новый аттракцион»), причем всего лишь одну главную – в фильме «Мечта». Можно лишь поражаться тому, что ее великий талант был использован только на малую долю. В Голливуде писались специальные сценарии «под кинозвезд», но советский кинематограф, за редким исключением, не придерживался подобной практики. У Раневской не было мужа-режиссера, как, например, у Любови Орловой или Валентины Серовой, поэтому рассчитывать на главные роли гениальной актрисе не приходилось. Кино в полной мере эксплуатировало комедийный дар Раневской, что спасало слабые фильмы от провала: одно появление Фаины Георгиевны, даже в небольшом эпизоде, делало весьма средний фильм вполне сносным. Так в киноленте «Александр Пархоменко» есть крошечный фрагмент, когда таперша в кабачке играет на пианино и поет. Именно так было указано в сценарии, но как мастерски Раневская отыграла эту сцену! За считанные минуты у зрителей сложился полный образ этой киногероини: от наших глаз не могла скрыться псевдобеззаботность, граничащая с мелким подхалимажем. И таких примеров – достаточное количество. В некоторых фильмах роль для Раневской вообще отсутствовала, поэтому ей самой приходилось сочинять для себя текст. Так произошло на съемках картины, где Фаине Георгиевне предложили роль попадьи, разговаривавшей с птичками и со свинками. Не имея альтернативы, актриса была вынуждена соглашаться и на такие «роли».

Не особым киношедевром стал довоенный фильм «Подкидыш» о потерявшейся девочке, которую на протяжении всего действия опекают многочисленные добрые люди. Я полностью уверен в том, что без участия Раневской «Подкидыш» прошел бы незамеченным. Фаина Георгиевна сыграла в этой киноленте небольшую роль Лели – взбалмошной и капризной женщины, вечно помыкающей мужем-недотепой. Коронная фраза из фильма: «Муля, не нервируй меня!» стала настолько популярна в народе, что преследовала актрису до последних дней. Самое интересное, что Мулей называли саму Раневскую, хотя по фильму так звали ее незадачливого супруга. Однажды по улице навстречу актрисе шла группа детского сада во главе с воспитательницей. Ребятишки, увидев знаменитую артистку, стали наперебой кричать: «Муля, Муля!». Фаина Георгиевна не на шутку рассердилась и сказала: «Дети, идите в *опу!». Дети испуганно замолчали, а воспитательница, качая головой, заметила: «Очень педагогично, товарищ Раневская!»

Фаина Георгиевна всегда творчески подходила к любой кинороли, независимо от ее величины. Раневской было тесно в узких рамках сценария, поэтому на киносъемках в процессе импровизации возникали характерные фразы. В том же «Подкидыше» артисткой было найдено много интересных выражений, помогающих полнее раскрыть образ сварливой Лели. Подобный неформальный подход во многом обогащал роли, сыгранные Раневской не только в кино, но и в театре.

Читайте также:  Костя Хабенский о безысходности

Все знакомые и друзья Раневской знали о том, что ей лучше не попадаться на язык, так как это «было чревато»: великая актриса не очень-то стеснялась в выражениях, а ее гениальные фразы сразу же становились крылатыми и «улетали» в народ. Самое интересное, что Фаина Георгиевна специально ничего не придумывала – просто афористичность была сутью великой актрисы. Существует огромное количество остроумных высказы- ваний, сказанных или якобы произнесенных Раневской. Вот лишь некоторые эпизоды из этой большой коллекции.

Раневскую о чем-то попросили и добавили:

– Вы ведь добрый человек, вы не откажете.
– Во мне два человека, – ответила Фаина Георгиевна.
– Добрый не может отказать, а второй может. Сегодня как раз дежурит второй.

В Театре им. Моссовета Охлопков ставил «Преступление и наказание». Геннадию Бортникову как раз в эту пору выпало съездить во Францию и встретиться там с дочерью Достоевского. Как-то, обедая в буфете театра, он с восторгом рассказывал коллегам о встрече с дочерью писателя и о том, как она похожа на отца:

– Вы не поверите, друзья, абсолютное портретное сходство, ну просто одно лицо!

Сидевшая тут же Раневская подняла голову от тарелки и как бы между прочим спросила:
– И с бородой?

Раневская стояла в своей гримуборной совершенно голая и курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель Театра им. Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила:

– Вас не шокирует, что я курю?

Известная актриса в истерике кричала на собрании труппы:

– Я знаю, вы только и ждете моей смерти, чтобы прийти и плюнуть на мою могилу!

Раневская низким голосом заметила:

– Терпеть не могу стоять в очереди.

Раневская вспоминала, что в доме отдыха, где она недавно была, объявили конкурс на самый короткий рассказ. Тема – любовь, но есть ряд условий: в рассказе должны быть упомянуты Бог и королева, присутствовать тайна и немного секса. Первую премию получил рассказ, состоящий из одной фразы: «О, Боже, – воскликнула королева. – Я, кажется, беременна и не знаю, от кого!»

Во время войны не хватало многих продуктов, в том числе и куриных яиц. Для приготовления яичницы и омлетов пользовались яичным порошком, который американцы поставляли в Россию по ленд-лизу. Народ к этому продукту относился недоверчиво, поэтому в прессе постоянно печатались статьи о том, что порошок очень полезен, а натуральные яйца, наоборот, очень вредны. Война закончилась, появились продукты, и яйца стали возникать на прилавках всё чаще. В один прекрасный день несколько газет поместили статьи, утверждающие, что натуральные яйца очень полезны и питательны. Говорят, в тот вечер Раневская звонила друзьям и сообщала: «Поздравляю, дорогие мои! Яйца реабилитировали».

К большому сожалению, у великой актрисы не сложилась личная жизнь: она никогда не была замужем. Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила. Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы самым бессовестным образом ее обманывали, подло обирая старую женщину. Едкость ее высказываний некоторые принимали за желчность характера, но на самом деле это была лишь защита от жестокого и несправедливого мира.

Фаина Георгиевна Раневская прожила длинную и насыщенную жизнь. В кино ее великий дар не был использован в полной мере. Ведь нельзя же считать подобающим использованием подобного таланта 25 киноролей, да и то в основном эпизодических. Театральная карьера сложилась более удачно, хотя, например, с режиссером Театра им. Моссовета Юрием Завадским у Фаины Георгиевны сложились непростые отношения. Один раз в сердцах режиссер выкрикнул актрисе:

На это великая Раневская с не меньшим пафосом ответила:

– Вон из искусства!

У нее почти не было подруг, за исключением, пожалуй, поэтессы Анны Ахматовой. В последние годы жизни актриса болела, но до последних дней оставалась в строю, так как это ее подстегивало и не давало расслабиться. Раневская обладала и большим литературным даром. Даже по немногочисленным миниатюрам, оставшимся в архиве актрисы, можно судить о ее великом даровании. Фаина Георгиевна очень тонко чувствовала слово и мастерски им владела. Особенно органично ей удалось передать, вернее, спародировать, стиль так называемых писем в редакцию. Вот письмо, якобы написанное известной в свое время журналистке Татьяне Тэсс:

«Вы меня не знаете, глубокоуважаемая Татьяна Григорьевна. Мое фамилие Усюськин, по матери происхождение имею от рода Кафинькина, ныне покойного дяди моего. Разбирая имущество дяди найдено письмо где покойник просит передать Вам привет и благодарность за внимание к разного рода явлениям нашей счастливой действительности на почве неполадок имеющих место. Дядя (царство ему небесное) не задолго до кончины покончил с буржуазным прошлым и поступил в партию, где был членом с большой буквы. Я тоже являюсь членом по просьбе дяди. Текущая действительность обнаружила большие достижения с Вашим участием в общественной жизни где Вы являете значение происходящего на почве роста нашего сознания. Спасибо Вам за нравственное значение событий.

Остаюсь преданный Вам Усюськин».

К большому сожалению, Фаина Георгиевна не написала мемуаров, хотя ей, конечно же, было что рассказать. Но вот о самой Раневской написано немало. О великой актрисе писали, например, Виталий Вульф и Глеб Скороходов. А издательство «Захаров» выпустило книгу «Фаина Раневская. Случаи, шутки, афоризмы». Не забыта актриса и родным городом Таганрогом, где в Краеведческом музее хранится часть ее вещей и архива. А на доме, где родилась великая актриса, 29 августа 1986 г. была установлена мемориальная доска.

Жизнь и судьба легенды кинематографа и театра Фаины Раневской (Фельдман)

Жизнь этой великой актрисы состоит из множества интересных событий, незаурядных случаев и ярких моментов. Ее биография насыщена колоритными фактами, которые напоминают анекдоты, а афоризмы талантливой самобытной женщины цитируются до сих пор. Эта удивительная личность – Фаина Раневская.

1. Родилась будущая актриса в богатой еврейской семье в Таганроге. Девочка появилась на свет 27 августа 1896 года. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был хозяином фабрики красок, имел во владении пароход «Святой Николай», магазин стройматериалов, несколько домов. Кроме того, он основал приют для пожилых евреев и выполнял обязанности старосты синагоги. Мать, Милка Рафаиловна урожденная Заговайлова, занималась домашним хозяйством и воспитывала пятерых детей.

2. Настоящее имя будущей звезды – Фанни Гиршевна Фельдман. Впоследствии от друзей она получила прозвище Фуфа Великолепная. Интересно, что представлялась Фаиной Георгиевной, хотя по документам была Григорьевной. С присущим ей юмором говорила, что ей приятнее в качестве отчества имя Георгия Победоносца, а не Григория Отрепьева.

3. Поначалу обучалась в женской гимназии, однако учебу там не завершила. Впрочем, домашнее образование она получила приличное, овладев иностранными языками, музыкой, пением.

4. Удивительно, но Фанни была очень стеснительной девочкой. Волнуясь, она начинала заикаться, что помешало ей при сдаче экзаменов в несколько театральных школ. Хотя театр был ее главным увлечением с 14 лет.

5. В 1915 уехала в Москву, где впервые встретилась со знаменитым актером В. Качаловым, который буквально очаровал ее своей игрой, познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, А. Ахматовой.

6. Кстати, и впоследствии с Цветаевой Раневская была в дружеских отношениях, помогала ей. Рассказывали, как однажды, зайдя к поэтессе, которая только что вернулась из эмиграции, с пачкой денег после зарплаты в театре, отдала их Марине Ивановне, а сама продала свое кольцо, для того, чтобы прокормиться. Впоследствии Раневская говорила, что была счастлива, не успев поделить пачку.

7. Так и не получив полноценного театрального образования, работала сначала в провинциальных театрах Подмосковья, Керчи, Феодосии, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда, а затем Москвы. Дольше всего актриса служила в столичном Театре имени Моссовета.

8. Свой псевдоним Фаина, работавшая тогда в подмосковном Малаховском театре, выбрала потому, что чем-то была похожа на чеховскую героиню из «Вишневого сада». Сама же актриса говорила, что она Раневская, ибо всегда что-нибудь роняет, включая деньги.

9. Стеснительность со временем прошла, а вот заикание осталось, но только в быту, а не на сцене. Фаина Георгиевна, имея довольно сложный характер, тяжело сходилась с людьми. В течение жизни она сменила множество театров, но причиной этого был ее яркий талант, которому завидовали многие, и прямолинейность актрисы.

10. Во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ташкенте. Возвратившись в Москву, играла в столичных театрах драмы, имени Пушкина, имени Моссовета. В последнем служила дольше всего, частенько конфликтуя с главным режиссером Ю. Завадским на почве несходства их творческих методов, что отразилось в анекдотах и фольклорных рассказах.

11. В кинематограф актриса пришла в 1934, снявшись в роли госпожи Луазо в еще немом фильме М. Ромма «Пышка». Однако всесоюзная популярность пришла к Раневской после комедии 1939 года «Подкидыш», где она талантливо воплотила образ самоуверенной, имеющей мужа-подкаблучника женщины. Возможно, что и знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которая затем сопровождала артистку всю жизнь и была ею ненавидима, придумала она же. Существует легендарная история, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, награждая талантливую женщину орденом Ленина, не удержался и пошутил, упомянув Мулю. На это Фаина Георгиевна ответила, что к ней так обращаются уличные мальчишки. Генсек смутился, принес извинения и сказал, что высоко ценит ее как актрису.

12. У нее была мечта – сыграть у великого режиссера С. Эйзенштейна. Артистку даже утвердили в 1944 на роль Ефросиньи Старицкой в киноленте «Иван Грозный». Однако, вероятнее всего, из-за «пятого пункта в паспорте» этот образ воплотила С. Бирман, «молдаванка» по документам.

13. Своей лучшей ролью считала Мачеху в фильме-сказке по сценарию Е. Шварца «Золушка». Всего же она снялась в 25 кинокартинах.

14. Актрису приглашали и для озвучивания мультипликационных фильмов. К примеру, ее неподражаемый голос, которым разговаривает «домомучительница» Фрекен Бок, звучит в мультфильме «Карлсон вернулся». Озвучивать этот персонаж артистка не хотела, считая его некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок понравится детям. Так и произошло.

15. Раневская часто гастролировала. Однажды в 1950 в Ленинграде она поселилась в роскошном номере гостиницы «Европейской» с прекрасными видами из окна. Сюда приходили ее ленинградские приятели, на встречах с которыми актриса рассказывала анекдоты, ругала власть. Спустя неделю ей предложили переехать на другой этаж. Естественно, Фаина Георгиевна возмутилась. Администратор вынужден был ответить, что это единственный номер, который оснащен прошивающей аппаратурой. Конечно же, Раневская сразу же переехала, но сильно переживала, размышляя о своей дальнейшей судьбе. К счастью, ничего не произошло.

16. В начале 1960-х служила в театре имени А. С. Пушкина, куда пришел молодой артист В. Высоцкий. Актрисе он стал импонировать буквально сразу. Она оберегала его, как могла. Однажды даже спасла Владимира от увольнения во время его очередного запоя. Раневская смогла убедить руководство оставить его в театре, несмотря на то, что он в течение нескольких недель не был на работе.

17. Актриса жила одиноко, не имея ни мужа, ни детей. Она целиком посвятила свою жизнь творчеству. Правда, в 1960-е в течение четырех лет вместе с ней проживала родная сестра Изабелла. Она приехала из эмиграции после смерти супруга к единственному близкому для нее человеку. В квартире Раневская выделила ей отдельную комнату.

18. Фаина Георгиевна часто садилась на вегетарианскую диету, объясняя это тем, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что оно смотрело, любило, ходило. Однако она, называя себя нормальной психопаткой, никогда не критиковала людей, любящих мясо.

19. В какой-то момент одиночество стало невыносимым, поэтому Раневская довольно долгий период жила у своей приятельницы Павлы Вульф, внука которой считала своим. Однако жить в чужом доме, старея, оказалось тяжело, поэтому она вновь осталась одна.

20. Раневская постоянно нанимала домработниц для ведения домашнего хозяйства, потому что по рассеянности и из-за неумения считать «дурацкие деньги» с бытом справиться не могла.

22. Жила Фаина Георгиевна в квартире высотного дома, расположенного на Котельнической набережной, окна которой выходили во внутренний дворик с выходом из кинотеатра и местом разгрузки хлебных фургонов. Можно представить, как надоедали ей крепкие выражения грузчиков и шум толп зрителей, выходивших из «Иллюзиона». Раневская жаловалась, что живет над хлебом и зрелищем.

23. Любовь к актрисе была поистине всенародной. Ее любили и малыши, и взрослые, узнавая на улице. По воспоминаниям О. Аросевой, однажды, будучи уже пожилой женщиной, Раневская упала. Но и здесь она своим неповторимым голосом, с неподражаемым чувством юмора, лежа на тротуаре, потребовала поднять ее, потому что народные артистки на улице не валяются.

24. Настоящим верным другом для стареющей Раневской стал безродный пес по кличке Мальчик. Эту беспородную собаку с большим животом и лысеющим хвостом актриса подобрала на улице. Животное стало для нее тем существом, которому женщина отдала всю нерастраченную любовь. Мальчик отвечал ей обожанием, всегда радуясь ее приходу домой. Порой актриса приводила пса на репетицию, потому что дома он скулил и плакал. Собака после смерти Фаины Георгиевны прожила шесть лет у приятельницы актрисы, попытавшейся заменить ему хозяйку.

25. Через год после ухода со сцены Раневская умерла. Случилось это в середине лета 1984 в столичной Кунцевской больнице. Диагноз – инфаркт и воспаление легких. Похоронили ее на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Почитатели таланта до сих пор несут на ее могилу букеты живых цветов.

А еще: В 1992 в английской энциклопедии «Кто есть кто» зафиксировано, что Фаина Раневская – одна из 10 наиболее выдающихся мировых актрис.

Жизнь и судьба легенды кинематографа и театра Фаины Раневской (Фельдман)

Страницы

Звезды нашего кино: Фаина Раневская

Она была любима и вождями, и публикой, и критикой. Рузвельт отзывался о ней, как о самой выдающейся актрисе. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров — хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает — и все равно всегда разная»…

Читайте также:  «Я благодарен судьбе»: почему Безруков оставил первую жену?

Фаина Раневская была всенародной любимицей, ее обожали, перед ней преклонялись, ей подражали. Она обладала потрясающим чувством юмора. Ее афоризмы разлетались по всей стране, ее истории превращались в анекдоты, которые передавались из уст в уста, а метких выражений Фаины Георгиевны побаивались даже советские вожди.

Но, несмотря на сверхпопулярность, не смотря на огромное количество друзей и почитателей, знаменитая актриса была очень одинока в жизни, а ее шутки все чащи становились для нее “смехом сквозь слезы”. В быту он была совершенно беспомощна, деньги для нее были “просто бумагой”, она часто жаловалась на судьбу… Но при этом всегда оставалась самой собой – неподражаемой Фаиной Раневской.

Раневская стала настоящей легендой отечественного кинематографа. Её слава была ей и наградой и наказанием.Фаина была актрисой от Бога. Актрисой, которая запоминалась зрителям по эпизодическим ролям — увы, кино любило ее только в качестве “характерного персонажа”…

Она не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия именно ее имя включила в десятку великих актеров 20-го столетия.

Фаина Георгиевна Раневская (урожденная Фаина Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге. Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Театром увлеклась еще в 14 лет и посещала занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Раневская — это псевдоним.

В честь чеховской героини. Юная Фаина была так потрясена спектаклем «Вишневый сад», что не обратила внимания на выпавшее из сумочки портмоне. Ветер стал разбрасывать деньги, а она только и сказала: «Красиво летят — как осенние листья». «Вы прямо как Раневская», — изумился ее спутник.

В 1915 году Раневская уехала в Москву, жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Здесь она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским. Тогда же произошла ее первая встреча с В.И.Качаловым.

После окончания частной театральной школы Раневская играла во многих театрах. Сначала в провинциальных, а затем в московских — Камерный театр, центральный театр Красной Армии, театр драмы (теперь — театр им. Маяковского), театр им. А.с.Пушкина, театр им. Моссовета.

Кинематографический дебют состоялся в 1934 году — в фильме Михаила Ромма «Пышка» (роль госпожи Луазо — склочной, авторитарной дамы). Через три года последовала роль попадьи в фильме «Дума про казака Голоту». В 1939 были съемки «Человека в футляре» (жена инспектора), «Ошибки инженера Кочина» (жена портного Гуревича, Ида).

Затем, в том же 1939 году, был снят «Подкидыш», и с этим фильмом к Раневской пришла невероятная популярность. Были и другие фильмы, и другие роли. В фильме «Весна» режиссер Александров предложил Раневской самой сделать себе роль, и так родился очаровательный разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной! Лев Маргаритович. Маргарит Львович. ».

Ну а мачеха в «Золушке» стала очередным шедевром в исполнении Раневской. Это поразительный персонаж — при всей ее явной негативности, она вызывает настоящее восхищение. И все благодаря Фаине Раневской, которая не только исполнила, но дополнила, придумала фактически эту роль, сделала ее живой и запоминающейся.

ОНА БЫЛА любима и вождями, и публикой, и критикой. Рузвельт отзывался о ней, как о самой выдающейся актрисе. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров — хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров.

А вот Раневская ничего не наклеивает — и все равно всегда разная». Этот отзыв ей пересказал Сергей Эйзенштейн, для чего разбудил ее ночью, вернувшись с одного из просмотров у Сталина. После звонка Раневской надо было разделить с кем-то свои чувства, и она надела поверх рубашки пальто и пошла во двор — будить дворника, с которым они и распили на радостях бутылочку.

Во времена ее молодости еще было деление на амплуа, и Осип Абдулов говорил, что она и героиня, и травести, и гранд-кокетт, и благородный отец, и герой-любовник, и фат, и простак, и субретка, и драматическая старуха, и злодей. Словом, Раневская — целая труппа, считал Абдулов. Но это было неверно. Лирические роли удавались ей хуже, ее коньком было сочетание трагического и комического, эксцентричность, соединенная с психологической глубиной.

Ее любимыми словами были «жопа» и «говно». «Я не пью, больше не курю и никогда не изменяла мужу — потому что у меня его никогда не было», — сказала она одному журналисту. «Так что ж, значит, у вас совсем нет недостатков?» — «В общем, нет. Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю».

Фаина Раневская была удивительнейшим человеком. Ее чувство юмора поразительно и захватывающе. Она — автор многочисленных афоризмов (кстати, была издана книга афоризмов от Фаины Раневской), которые очень точно характеризуют ее отношение к жизни, людям, кино и театру.

С Любовью Орловой они были, можно сказать, приятельницами, но и в ее адрес Раневская позволяла себе шуточки. От безобидной (“Шкаф Любови Петровны так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать”) до колкого передразнивания (“Ну что, в самом деле, Чаплин, Чаплин- Какой раз хочу посмотреть, во что одета его жена, а она опять в своем беременном платье! Поездка прошла совершенно впустую”).

Особое внимание обращает на себя одиночество Раневской. Она, известная актриса, была всю жизнь трагически одинока. Раневская никогда не была замужем. Как-то у нее поинтересовались — были ли в ее жизни хотя бы какие-нибудь романы. В ответ Раневская рассказала случай «юных лет».

Когда она работала в труппе одного из провинциальных театров, то была влюблена «до потери памяти» в одного из актеров — красавца и ловеласа. Однажды предмет обожания заявил Раневской, что придет к ней домой. Девушка принарядилась, накрыла на стол. Актер пришел. Пьяный и с женщиной. На этом-то вся любовь Раневской закончилась.

«С тех пор не то, что влюбиться, смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!», — говорила она. Правда, это не мешало актрисе иметь хороших друзей мужского пола. Хотя это отнюдь не избавляло от одиночества.

В начале 60-х годов был в жизни Раневской неодинокий период — к ней переехала сестра, Изабелла Георгиевна Аплеен (похоронив мужа, она тоже осталась одна). Но это продолжалось недолго — у Изабеллы обнаружили рак, и в 1964 она умерла. Раневская все время ухаживала за сестрой, но и лучшие врачи ничего не смогли сделать.

Интересно, что многие фильмы запомнились зрителям именно благодаря Раневской, хотя ее роли чаще всего были эпизодическими. Но две минуты экранного времени Раневской значили для фильма куда больше, чем все главные персонажи.

Она прожила очень долгую жизнь — если считать “по головам правителей”, то в этот отрезок времени вместятся несколько эпох: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев: Популярная в народе фраза: “Муля, не нервируй меня” — стала ее проклятием, а эпизодические роли — даже они! — доставались все реже и реже.

Фаина Георгиевна защищалась от реальности как могла — в частности, она во всем старалась увидеть смешное. Именно поэтому она стала для нас, после многочисленных публикаций ее высказываний и афоризмов, одной из самых потрясающих женщин уходящего столетия. Своим ироническим талантом она воспользовалась настолько полно (в отличие от таланта артистического), что даже сейчас мы бездумно повторяем многие ее фразы: Это ли не есть истинное бессмертие?

Незадолго до смерти Раневской режиссер-документалист Марианна Таврог решила снять великую актрису в своей серии «Старые мастера» (в серию вошли кинопортреты Марка Прудкина, Верико Анджапаридзе и еще нескольких титанов из «уходящей натуры»). Фаина Георгиевна наотрез отказалась рассказывать перед камерой о том, как работала над ролями, и вообще сниматься.

Марианна Таврог ходила к ней день за днем целый месяц и наконец решила схитрить. Сказала, что снимет только фотографии на стенах (а у Раневской в доме их было много, и она общалась с ними — это был ее мир). Фаина Георгиевна согласилась рассказать про тех, кто там запечатлен, и тогда в доме появились кинооператор с камерой, осветитель и критик Наталья Крымова. Крымова в кадре задавала свои вопросы, а Раневская отвечала, забыв про съемку… То была последняя встреча зрителя с ней.

Умерла Фаина Раневская 19 июля 1984 года и была похоронена в некрополе Донского монастыря — вместе с сестрой Изабеллой. А ее чудесные фильмы продолжают приносить радость зрителям.

Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней.

Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».

Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности».

Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».

Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято.

Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.

Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу:

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).

Муля и другие: Фаина Раневская и ее жизнь

ELLE выбрал факты жизни и творчества великой актрисы, а также несколько афоризмов ее авторства

Настоящее имя актрисы — Фанни Фельдман. Псевдоним взяла в честь Любови Раневской, героини «Вишневого сада» Чехова. По словам актрисы, у нее с Раневской много общего: сентиментальность, неприспособленность к быту и равнодушие к деньгам.

Отец будущей актрисы, таганрогский купец Гирш Фельдман, владел фабрикой, доходными домами, магазином и даже пароходом. Именно на этом пароходе Фельдманы эмигрируют во Францию, когда началась революция.

Семья не одобряла увлечения дочери театром, но, поставленная перед выбором, Фанни порвала с родителями и в 21-летнем возрасте уехала в Москву.

Была дружна с Мариной Цветаевой и Владимиром Маяковским.

Первая роль в кино случилась достаточно поздно, в 1934 году, когда Раневской было уже 40 лет. Дебютом стал фильм Михаила Ромма «Пышка».

Мечтой актрисы было поработать с Эйзенштейном, и ей это почти удалось: Раневскую утвердили на роль в «Иване Грозном», но затем отказали. Раневская была уверена, что причиной стало ее еврейское происхождение, официально зафиксированное в паспорте. Серафима Бирман, которой перешла роль, также была еврейкой, но по паспорту значилась молдаванкой.

Фильмография Раневской насчитывает 25 картин. Пик активной работы в кино пришелся на сороковые годы, когда вышло 14 лент с ее участием (в том числе «Небесный тихоход», «Весна», «Золушка»).

Последний фильм Раневской, комедия о циркачах «Сегодня — новый аттракцион», вышел в 1966-м. Финальные ленты в послужном списке актрисы — это телеверсия спектакля «Дальше — тишина…» (1978) и «Комедия давно минувших дней» ( 1980). В «Комедии» использовались кадры из старых фильмов Раневской, так что назвать эту картину полноценной ее работой нельзя.

Также играла в короткометражках сатирического киножурнала «Фитиль», и озвучивала мультфильмы («Сказка о царе Салтане» и «Карлсон»).

Авторство фразы «Муля, не нервируй меня», которую произносит персонаж Раневской в фильме «Подкидыш», актриса приписывала себе. Это стало причиной ее ссоры с авторами сценария картины — Агнией Барто и Риной Зеленой.

Эта же фраза заставила смутиться руководителя СССР Леонида Брежнева. На одном из приемов в Кремле генеральный секретарь, увидев Раневскую, воскликнул что-то в духе «Вот, смотрите, идет Муля-не нервируй меня!». На что подошедшая актриса заявила: «Так ко мне обращаются дети и хулиганы». Брежнев замешкался, покраснел и, извинившись, сказал, что просто очень любит фильмы Раневской.

Роль в фильме Ромма «Мечта» стала единственной драматической работой Раневской в кино. По легенде, писатель Теодор Драйзер был так воодушевлен просмотром «Мечты», что даже вышел из запоя.

Сниматься в кино Раневская не слишком любила, предпочитая все-таки театр.

Сестра актрисы, Изабелла, прожив всю жизнь в парижской эмиграции, после смерти мужа решила вернуться в Россию и воссоединиться с Фаиной. Родственнице знаменитой Раневской это позволили, Изабелла действительно вернулась и свои последние годы провела рядом с Фаиной. Сестры и похоронены по соседству, на Донском кладбище.

Актриса была одинока, единственным близким ей существом стал пес по кличке Мальчик, подобранный на улице.

Свою неустроенную личную жизнь актриса объясняла разбитым в юности сердцем: влюбилась в актера, пригласила его к себе, а он заявился с подругой и попросил «пойти погулять».

На вопрос «Что такое любовь?» Раневская обычно отвечала «Забыла».

Раневская спасла начинающего актера Владимира Высоцкого от увольнения из театра. Переживавший, что не получает достойных ролей в Театре Моссовета, Высоцкий запил. Администрация была готова избавиться от такого балласта, однако Раневская выступила в защиту актера.

Читайте также:  “Утренняя звезда”: как сложилась судьба Чулпан Хаматовой

В родном городе актрисы Таганроге в середине 80-х был открыт памятник Раневской и установлена мемориальная доска. Там же, только в 2009-м, появилась кофейня «Фрекен Бок», с массой фотографий актрисы.

Медали и ордена, полученные за свои роли, актриса держала в коробке с надписью «Похоронные принадлежности».

Раневскую часто спрашивали, когда же она напишет мемуары. Актриса долгое время отнекивалась, но в какой-то момент ей это надоело. Она заявила, что готова взяться, только в будущей книге будет лишь одна фраза: «Судьба — шлюха».

Называла себя «психопаткой».

Уверяла, что способна сыграть все, что угодно, кроме Ленина.

Дверь в квартиру Раневская не запирала.

Афоризмы

В памяти публики актриса осталась не только ролями, но и фантастическими высказываниями, ставшими афоризмами. Вот несколько ярких образцов.

Раневская стояла в уборной совсем голая и дымила папиросой. Дверь неожиданно открылась, и в помещение вошел без стука директор театра. Глядя на него, Раневская спросила:

– Вас не смущает, что я курю?

Однажды актрису спросили, кто, по ее мнению, умней — мужчины или женщины. «Конечно, женщины», — ответила Раневская и пояснила «Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?»

Фаина Раневская

Биография

Актриса Фаина Раневская покорила старую Россию и весь Советский Союз. Ее называли скандальной особой, язвительной дамой с искрометным юмором и философом с сигареткой в зубах. Ее боялись и боготворили одновременно, одни искали с ней встреч, а другие избегали. Такой всем запомнилась артистка, которая, прячась за незаурядной личностью, была одинокой и ранимой.

Детство и юность

Фаина Раневская (настоящее имя — Фанни Гиршевна Фельдман) родилась в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года, по знаку зодиака Дева. На то время семейство Фельдман жило в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины, подрастали ещё четверо детей: сестра Изабелла Фельдман и трое братьев (один умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой — воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом, владел производственным предприятием, имел магазин, дома и пароход.

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей, напротив, она страдала от одиночества. В детстве была робкой и неуверенной в себе, отчасти из-за того, что заикалась. Иногда это происходило и во взрослом возрасте в минуты волнения, но исключительно в обычной жизни, и никогда на сцене.

Очередное #редкоефото из коллекции Moscow Show Фаина Раневская в молодости

Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.

После 10 лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в 13 лет спектакль «Вишнёвый сад». Оно было настолько большим, что девочка экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-м Фанни Фельдман уехала в столицу.

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской оказалась несчастной. Она не была замужем. Женщина избегала мужчин из-за психологической травмы, полученной в молодости. Фанни влюбилась в актера труппы. Как ей казалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной, и попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли причинить боль.

Не чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-х годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти мужа с родным человеком. Но вскоре она заболела и умерла.

В СМИ писали об отношениях Раневской и маршала Федора Толбухина, в одних источниках пару называли влюбленными, в других просто друзьями. По какой причине их общение оборвалось, для всех остается загадкой.

Фаина Раневская осталась одна. Единственной любовью она называла Павлу Вульф. Русская актриса не поступила в Московский художественный театр, поэтому работала в нижегородском и рижском театрах. Знакомство женщин состоялось в Ростове-на-Дону после революции, Вульф на долгие годы стала для Фаины учителем и верным другом.

Еще одной близкой подругой женщины была Татьяна Пельтцер. Советская актриса театра и кино никого к себе не подпускала, но с Раневской сразу нашла общий язык и интересы.

При этом Фаина жила не одна, при ней был друг, скрашивающий одиночество, это собака Мальчик. После смерти актрисы на её надгробии установили металлическую фигурку любимца.

В молодости внешностью Раневской восхищались (рост 180 см, пронзительный взгляд, темные волосы-каре). Держать горделивую осанку, представляя себя как особу со статусом, ей удавалось и в старости, что хорошо видно на фото, за это женщину продолжали любить, несмотря на взбалмошный характер.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке: отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским. Тогда же встретилась с артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть девушке известная артистка Екатерина Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдман эмигрировало. Но был и счастливый момент — девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась со спектакля «Роман», где она сыграла роль Маргариты.

Потом последовали постановки, где артистка играла более заметных героинь. В спектакле «Вишнёвый сад» она примерила на себя образ Шарлотты. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр им. Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было собственное видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она полностью переписала её и сыграла на свой лад.

«Сестра Фаины Раневской, Изабелла, жила в Париже. В силу ряда обстоятельств она переехала в Советский Союз. В первый же.

При этом Фаина Георгиевна затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих артистов, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Юрием Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Раневской. Тем не менее на этой сцене артистка появлялась четверть века.

Здесь она сыграла заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина». В 1978 году вышла телевизионная версия постановки. Вместе с ней главную роль исполнил Ростислав Плятт, он сыграл Барклея Купера.

Окончила Фаина Раневская театральный путь в Театре им. А. С. Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С него начиналась её театральная биография, здесь и закончилась в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Михаила Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали ее узнаваемой. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах. В картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» — супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемое и теперь уже крылатое выражение «Муля, не нервируй меня». Аришу в этом фильме сыграла Рина Зеленая, в жизни женщины не были подругами, скорее, их называли приятельницами.

Великие! Любовь Орлова и Фаина Раневская

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Исидора Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и другими узнаваемыми актёрами. А в 1945-м она появилась в военной музыкальной комедии «Небесный тихоход», где исполнила роль врача, профессора медицины.

В 1947 году фильмография артистки пополнилась знаменитой комедией «Весна», в которой Раневская сыграла Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке». Сценарист картины Евгений Шварц обожал Раневскую. Он позволил артистке вставлять бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей в карьере Фаины Георгиевны.

Фаина Раневская и Татьяна Лазарева

Не меньше положительных отзывов имел советский фильм «Александр Пархоменко», снятый Леонидом Луковым. В 1962 году вышла новая режиссерская редакция картины, в ней Фаина Георгиевна сыграла тапершу в ресторане, исполнив романс «Пусть летят и кружат пожелтевшие листья…», при этом сидела за роялем, аккомпанируя себе.

В 1964-м она появилась в комедии «Легкая жизнь» вместе с Юрием Яковлевым. Сатирическую ленту снимал режиссер Вениамин Дорман. В ней Раневской удалось феноменально изобразить спекулянтку Маргариту Ивановну, которую называли «Королева Марго». В итоге фильм занял 17-е место в списке самых кассовых картин того года.

Последняя роль Раневской в кино — лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в фильм.

Фаина Раневская получила звание народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Смерть

Коллеги Фаины Георгиевны вспоминали, что у актрисы было слабое здоровье. Она часто ходила к врачам и лежала в больнице. Чтобы не падать духом и не дать болезням взять над собой верх, женщина шутила над заболеваниями и медперсоналом, который ее обслуживал.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице, причиной смерти стал инфаркт, отяжелённый пневмонией. Современники называют Раневскую королевой второго плана и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Похороны и прощание с Раневской прошли на Донском кладбище. Перед смертью актриса с присущим ей сарказмом завещала высечь на надгробии «Умерла от отвращения». Но делать этого не стали, Фаина Георгиевна похоронена под обычным надгробием, поклонники творчества постоянно приносят на могилу свежие цветы.

В 2016 году 120-летие знаменитой актрисы отметили драматической комедией «Одинокая насмешница». В постановке Льва Шимелова зрители увидели королеву эпизодических ролей в ее московской квартире. Фрагменты постановки взяты из жизни Раневской — к артистке наведываются посетители, героиня ведет с ними остроумный диалог с использованием знаменитых фраз.

Пару раз в Таганроге планировалось открыть музей в честь актрисы в квартире, где она жила. Там сохранились интерьер и даже некоторые личные вещи. Однако это событие откладывалось, и пока точная дата его открытия неизвестна.

Фильмография

  • 1934 – «Пышка»
  • 1939 – «Ошибка инженера Кочина»
  • 1939 – «Подкидыш»
  • 1945 – «Слон и верёвочка»
  • 1947 – «Весна»
  • 1947 – «Золушка»
  • 1949 – «Встреча на Эльбе»
  • 949 – «У них есть Родина»
  • 1964 – «Лёгкая жизнь»
  • 1978 – «Дальше — тишина…»
  • 1980 – «Комедия давно минувших дней»

Афоризмы

Высказывания и цитаты острой на словцо Фаины Георгиевны превратились в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над собственной непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга “Судьба-шлюха”».

И такая книга все-таки родилась, но написал ее другой автор Дмитрий Щеглов, основываясь на записках и дневниках артистки. В этом издании не встретить ее популярных ныне цитат, там описывается скорее одинокая и трудная жизнь женщины, которая так и не построила счастливую семейную жизнь.

Что касается творческого и сценического псевдонима Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время фирменная манера актрисы подшучивать во всех ситуациях, юмор был спутником Фаины Георгиевны всегда. А мат в речи женщина и вовсе использовала повсеместно. На упреки современников она отвечала так:

«Как бы разъяснить… Мата я не стесняюсь, свободно им пользуясь при всех. Лучше ругаться матом и быть хорошим человеком, чем тихой, воспитанной тварью».

Нередко Раневская высказывалась и о женщинах, ее крылатые фразы теперь пользуются популярностью, разлетаясь по Интернету в виде картинок с цитатами. Вот пара из них:

«Почему женщины столько времени и средств тратят на внешность, а не на развитие интеллекта? — Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных».

«Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот».

Фаина Георгиевна не упускала возможность высказаться и о мужчинах в присущей ей манере:

«Настоящий мужчина — это мужчина, который помнит день рождения женщины и не знает, сколько ей лет. Мужчина, который не помнит дня рождения женщины, но знает, сколько ей лет, — это ее муж».

Впоследствии из громких афоризмов знаменитости были взяты самые острые, и из них составлены шесть нескромных советов от Фаины Раневской.

Добавить комментарий